Бизнес
09/12/2012Начато строительство Южного потока
Начато строительство Южного потока

Начато строительство Южного потока

Примерно с двухлетним опозданием начинается строительство «Южного потока». Причина такой серьезной задержки в долголетних согласованиях проекта и переоценке его стоимости, при которой изначальная сумма на его строительство с 8,6 миллиардов евро выросла почти в два раза – до 16 миллиардов.

Мощность нового газопровода составит более шестидесяти миллиардов кубометров в год, тем не менее, совсем недавно отстроенная ветка «Северного потока» загружена не полностью, в связи с чем возникает вопрос, в каких размерах будет востребован «Южный поток». По словам Юлии Войтович, независимого нефтегазового аналитика, мощность первой ветки составляет 27,5 миллиарда кубов, а прокачано по ней менее девяти миллиардов. Также она указывает на то, что Европа снижает уровень газопотребления, а конкуренция со стороны стран Азии и Ближнего Востока только увеличивается. С этими расчетами соглашаются и в Германии. Эксперт по России Роланд Гёц заявил, что страны ЕС все чаще используют возобновляемые энергетические источники, в том числе и биогаз.

Россия сохранит монополию на газ

Несмотря на слова аналитиков, не все из них согласны с единственно экономическим подходом к строительству новой газовой ветки. По словам Александра Полыгалова, эксперта ИПЕМ, именно от «Южного потока» зависит сохранения Россией монополии на газовый реэкспорт из Центральной Азии, из чего следует, что данный проект необходим не только для получения прибыли, но и для сохранения доминирующего положения на еврорынке. «Без «Южного потока»  будет «Nabucco», и каспийский газ пойдет в страны ЕС, минуя Россию», - заявил эксперт.

Есть и вторая причина строительства «Южного потока». Это желание России перестать зависеть от стран-транзитеров, в том числе и от Украины. По словам Полыгалова, если «Газпром» получит альтернативные газовые маршруты в Южную Европу, он сохранит доминирующее положение газового поставщика для Украины, а Украина, тем не менее, лишится монополии на транзитную инфраструктуру.